12 октября, 2015
ЗРК С-75 – первый среди равных — часть IV
Боевое применение ЗРК С-75
СА-75М в операции «Лайнбэкер-2»
Особое место в американо-вьетнамской войне 1964–1973 гг. занимает воздушная операция, проведенная в период с 18 по 30 декабря 1972 г. под кодовым названием «Лайнбэкер-2». Отличительной особенностью воздушной операции явилось то, что в ней в качестве главной ударной и устрашающей силы была использована стратегическая авиация. К участию в операции было привлечено 188 стратегических бомбардировщиков В-52, 48 тактических истребителей-бомбардировщиков F-111A и более 800 самолетов других типов, то есть вся группировка стратегической, тактической и авианосной авиации США, базирующаяся на этом театре военных действий. Воздушная операция продолжалась в течение 12 суток. За это время было совершено 33 массированных удара: 17 – стратегической авиацией, 16 – тактической и авианосной, осуществлено 2814 самолетовылетов, в том числе 594 – стратегическими бомбардировщиками В-52.
Операция началась вечером 18 декабря 1972 г. одновременным ударом американской авиации по основным аэродромам базирования авиации ВНА. В результате бомбардировок были выведены из строя почти все взлетно-посадочные полосы. В дальнейшем основные усилия ВВС США были сосредоточены на разрушении важных промышленных объектов, расположенных в районе столицы ДРВ – г. Ханой, главного морского порта Хайфон и основного индустриального района Тхай-Нгуйен.
Схема маршрутов стратегической авиации ВВС США при ударах по объектам на территории ДРВ
К участию в операции привлекались все 188 стратегических бомбардировщиков В-52, находившихся на авиабазах Андерсен (о. Гуам) и У-Тапао (Таиланд). В отдельные сутки самолеты В-52 совершали до 80–90 самолетовылетов, тогда как в предыдущие годы эта цифра редко превышала 25–30. Причем если ранее стратегические бомбардировщики В-52 участвовали в налетах только по объектам со слабой системой ПВО, то в данной операции они уже применялись массированно по объектам, прикрытым сравнительно сильной системой ПВО. Только по районам городов Ханой и Хайфон самолеты В-52 совершили за эти дни более 350 вылетов (из них собственно по району г. Ханой – более 300).
Действия стратегической авиации планировались с особой тщательностью и обеспечивались значительными силами, прежде всего выделением большого числа истребителей для прикрытия ударных групп и блокирования аэродромов, огневым подавлением средств ПВО и прежде всего позиций зенитных ракетных войск (3РB), а также проведением разведки, подавлением радиоэлектронных средств ПВО и постоянным наблюдением за воздушным пространством над территорией ДРВ.
Суть основных особенностей боевого использования стратегических бомбардировщиков В-52 в ходе операции сводилась к следующему: массирование сил в ударах; привлечение значительных сил тактической авиации для боевого обеспечения ударов В-52; тщательный выбор объектов и времени нанесения удара, а также маршрутов полета к объектам; массированное использование средств радиоэлектронной борьбы.
Нанесение ударов силами стратегической авиации происходило только в ночное время суток. Выбор этого времени суток определялся независимостью эффективности бомбовых ударов самолетами В-52 от метеорологических условий и освещенности объектов удара, а также слабой подготовленностью летного состава истребительной авиации ВНА к действиям ночью, особенно в сложных метеорологических условиях. Как правило, в течение ночи стратегическая авиация наносила два-три массированных удара с интервалами между ними от одного до трех часов.
Второй характерной особенностью боевого использования стратегических бомбардировщиков в операции является тщательно продуманное, спланированное и хорошо организованное их боевое обеспечение силами тактической авиации. Боевой порядок авиации в массированных налетах состоял из ударных групп бомбардировщиков В-52, группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, группы выявления и подавления средств ПВО и группы непосредственного прикрытия самолетов В-52 от вьетнамских истребителей.
Рассмотрим подробно тактику действий противника на примере двух массированных налетов, проведенных один –19 декабря, а другой – 26 декабря 1972 г.
Налет 19 декабря 1972 г.
В налете 19 декабря принимало непосредственное участие 66 самолетов (24 стратегических бомбардировщика В-52 в составе трех ударных групп (эскадрилий), 16 истребителей-бомбардировщиков F-4 – группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, 6 истребителей-бомбардировщиков F-105 – группа выявления и подавления средств ПВО и 20 истребителей-бомбардировщиков F-4 –группа непосредственного прикрытия самолетов ударной группы). В это число не вошли самолеты, принимавшие участие в обеспечении налета, но находившиеся за пределами территории ДРВ. К ним относились воздушный командный пункт на самолете ЕС-135, 4 самолета радиоэлектронного противодействия (2 ЕВ-66 и 2 ЕА-6В), самолет дальнего радиолокационного дозора типа ЕС-121Н и самолеты прикрытия – всего 20–22 самолета.
Схема массированного удара стратегической авиации ВВС США на объекты г. Ханой 19 декабря 1972 г.
Налет начался в 4.32 и продолжался 62 минуты (продолжительностью налета считается время от момента пересечения государственной границы ДРВ первым самолетом ударной группы и до момента выхода последнего самолета В-52 из воздушного пространства ДРВ). В 4.12 передовой радиолокационной ротой радиотехнических войск (РТВ) на дальности 350 км был обнаружен на высоте 10 км первый отряд ударной группы самолетов В-52. В дальнейшем этот отряд был обнаружен и другими подразделениями РТВ. В 4.32 отряд пересек государственную границу над ДРВ курсом на город Вьет-Чи, не долетев до которого, произвел разворот и в 4.42 произвел бомбометание объектов юго-западной части г. Ханой. Через две минуты – второй и еще через четыре минуты – третий отряд ударной группы провели бомбометание объектов этой же части города.
Вторая и третья ударные группы осуществляли прорыв системы ПВО г. Ханой с северо-западного направления на высотах 10000–11000 м. Удары наносились по западной части г. Ханой и аэродрому Зеа-Лам. Все стратегические бомбардировщики осуществляли радиоэлектронное противодействие средствам ПВО путем постановки активных и пассивных помех.
В 4.20 РТВ ВНА обнаружили над территорией Лаоса группу самолетов на высоте 7000 м в направлении г. Вьет-Чи. Группа состояла из четырех звеньев истребителей-бомбардировщиков F-4 в боевом порядке «колонна звеньев» с интервалами между звеньями 2000–4000 м. В районе Вьет-Чи каждое звено перестроилось в строй «фронт» (интервал – 600–800 м) и произвело постановку пассивных помех на западных и северо-западных подходах к г. Ханою. Затем звенья блокировали аэродромы Кеп, Ной-Бай, Зеа-Лам, Хоа-Лак и Ен-Бай. Блокирование аэродромов осуществлялось звеньями и парами на высотах 2000 и 6000 м. Полет пар в звене производился по замкнутому маршруту маневром «восьмерка» вдоль взлетно-посадочной полосы. Маневр строился таким образом, чтобы пары находились в противоположных концах аэродрома. Через 3–5 минут после завершения бомбометания самолетами В-52 звенья F-4 самостоятельно уходили в сторону Лаоса.
Впереди головного отряда В-52 (с временным интервалом в одну минуту) на высоте 4000 м летела первая пара истребителей-бомбардировщиков F-105 из группы выявления и подавления средств ПВО. Имея на вооружении по два ПРС типа «Шрайк» и бомбы, самолеты F-105 должны были подавлять в первую очередь зенитные ракетные дивизионы (зрдн), позиции зенитной артиллерии (ЗА) и РЛС РТВ. В районе объекта удара одна пара отделилась от самолетов ударной группы и стала барражировать в 20–30 км северо-восточнее г. Ханой. Вторая пара самолетов F-105 производила полет с опережением второй эскадрильи В-52 на две минуты с той же задачей, что и первая. Район ее барражирования находился в 30–40 км западнее г. Ханой. Последняя, третья пара F-105 была замыкающей, производила полет на высоте 4500–5000 м и шла за бомбардировщиками с временным интервалом в одну минуту. Она выполняла задачи, аналогичные задачам первой пары. Различие состояло лишь в том, что она не барражировала, а следовала совместно с ударной группой. После выполнения задачи самолетами В-52 через 5–7 минут пары F-105 самостоятельно, очевидно, получив специальный сигнал, ушли на свой аэродром базирования.
На всем маршруте полета над ДРВ стратегические бомбардировщики прикрывались специально назначенными истребителями F-4, которые составляли группу самолетов непосредственного прикрытия от истребителей ВНА. Она летела с принижением 1000–2000 м относительно ударной группы. В течение полета над территорией ДРВ самолеты F-4 совершали противозенитный маневр «змейка», а в районе нанесения удара самолетами В-52 отходили от строя на 15–20 км. При обнаружении позиций зрдн, рлр, КП они наносили бомбовые удары по ним, после чего занимали свое место в общем строю.
Двусторонняя радиосвязь ВКП с самолетами В-52, а также с F-4 и F-105, участвующими в налете, устанавливалась на подходе их к району встречи. В дальнейшем поддерживалась односторонняя радиосвязь только ВКП с экипажами самолетов В-52 вплоть до завершения выполнения задачи и выхода их за пределы воздушного пространства ДРВ. Истребители непосредственного прикрытия для своего ориентирования использовали навигационные огни стратегических бомбардировщиков.
Налет 26 декабря 1972 г.
На заключительном этапе операции наиболее характерным был массированный налет стратегической авиации 26 декабря. В ударе участвовало 147 самолетов, в том числе 63 стратегических бомбардировщика В-52, 54 истребителя-бомбардировщика F-4 – группы непосредственного прикрытия, 20 F-4 – группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, 10 истребителей-бомбардировщиков F-105 и А-7 – группы выявления и подавления средств ПВО. Кроме этих самолетов, налет обеспечивали, но не входили в воздушное пространство ДРВ 5 самолетов радиоэлектронного противодействия типа ЕВ-66 (ЕА-5В), 2 самолета дальнего радиолокационного дозора типа ЕС-121Н, один ВКП на самолете ЕС-135 и около 20–24 самолетов прикрытия типа F-4.
Схема массированного удара стратегической авиации ВВС США на объекты г. Ханой 26 декабря 1972 г.
Как и в предыдущих налетах, радиотехнические войска ВНА обнаружили головной отряд В-52 над Лаосом в 21.37 на дальности 350 км под азимутом 190 градусов. Затем на этом же направлении были обнаружены еще 11 отрядов стратегических бомбардировщиков, а в 21.46 были замечены и самолеты В-52, осуществляющие налет со стороны Тонкинского залива.
В данном налете одновременным ударам подверглись район г. Ханой (36 В-52), район г. Хайфон (15 В-52), район г. Тхай-Нгуйен (12 В-52). Налет продолжался с 22.15 до 23.23.
Прорыв противовоздушной обороны г. Ханой производился с западного, северо-западного и юго-восточного направлений. Первый удар был нанесен по району международного аэропорта Зеа-Лам в 22.25, а последний – по району железнодорожной станции Иен-Виен в 22.50. Кроме того, ударам подверглись западные, южные, юго-восточные районы города и его центральная часть (ул. Кхам-Тхием).
Почти одновременно (с 22.35 до 22.49) пять отрядов В-52 нанесли удар по г. Хайфон (судоверфь, цементный завод, старый склад ГСМ). Прорыв ПВО осуществлялся с южного направления на высотах 10000–11000 м на относительно узком участке (примерно 10–15 км). С 23.07 до 23.17 четыре отряда В-52 нанесли удар по металлургическому комбинату и электростанции в районе г. Тхай-Нгуйен.
Действия самолетов боевого обеспечения при выполнении ими своих задач принципиально не отличались от действий в предыдущих налетах. Сравнение характера действий авиации США в двух рассмотренных налетах показывает, что тактика ее имела черты шаблонности, которые позволяли войскам ПВО Северного Вьетнама своевременно обнаруживать противника и вести успешные боевые действия.
Подробный анализ действий зенитных ракетных войск Северного Вьетнама будет дан в следующих материалах. Однако напомним, что в декабре 1972 г. американцы потеряли только под Ханоем более 30 самолетов, в том числе 25 стратегических бомбардировщиков В-52. Общие же потери американской авиации над ДРВ в операции, по данным командования Вьетнамской народной армии, составили 81 самолет, в том числе 34 бомбардировщика В-52 (около 18% всего самолетного парка стратегической авиации на этом театре военных действий). Военное командование США официально признало потерю 22 самолетов В-52. Даже по этим данным потери стратегической авиации составили свыше 12%. Тем не менее применение самолетов В-52 в качестве главной ударной силы во многом обеспечило американскому командованию решение задач военного плана.
Боевая работа ЗРВ ПВО ВНА
На вооружении частей и подразделений родов войск ПВО Вьетнамской народной армии на декабрь 1972 г. в основном находились боевая техника и оружие советского и китайского производства. При этом зенитные ракетные войска были вооружены советскими зенитными ракетными комплексами СА-75М, истребительная авиация – самолетами МиГ-21 и МиГ-17 советского производства и МиГ-19 китайского производства; на вооружении радиолокационных рот (рлр) состояли РЛС: советские типа П-10, П-12, П-15, П-30, П-35, ПРВ-11, китайские типа 406, 513, 514, 843 и венгерские типа П-35. Части зенитной артиллерии (ЗА) имели на вооружении зенитные пушки калибра 37, 57, 85 и 100 мм как советского, так и китайского производства.
В течение весны и лета 1972 г. Войска ПВО и ВВС ВНА вели интенсивные боевые действия по отражению налетов американской авиации, которая начала с апреля наносить бомбовые удары по всем жизненно важным объектам Северного Вьетнама. В этот период активно и довольно эффективно использовалась истребительная авиация. Она совершила около 800 боевых вылетов и провела до 200 воздушных боев, в ходе которых было сбито более 80 вражеских самолетов. Значительную роль сыграла зенитная артиллерия: она уничтожила около 150 самолетов противника. Основную роль в отражении налетов американской авиации, как и прежде, играли зенитные ракетные войска ВНА. К началу декабря они сбили около 350 самолетов противника, то есть почти 60% от общего числа самолетов, сбитых в небе ДРВ за 1972 г.
Группировка ЗРВ ПВО ВНА по состоянию на 18.12.1972 г.
В ходе борьбы с американской авиацией в вышеуказанный период Войска ПВО и ВВС понесли значительные утраты. Истребительная авиация потеряла около 50 самолетов и 15 летчиков. Стартовые позиции зенитных ракетных войск более 60 раз подвергались ударам бомб и противорадиолокационных снарядов (ПРС) типа «Шрайк», что приводило порой к одновременному выводу из строя до 50% зенитных ракетных комплексов. На стартовых и технических позициях противником было уничтожено около 200 зенитных ракет. По боевым порядкам РТВ ВНА было совершено 137 пусков ракет типа «Шрайк» и нанесено несколько десятков бомбовых ударов, в результате чего было повреждено более 10 РЛС различных типов.
В связи с потерями в боевой технике и подготовленном личном составе уровень боеспособности некоторых частей и подразделений зенитных ракетных войск и истребительной авиации несколько снизился.
Перед операцией «Лайнбэкер-2» прикрытие столицы ДРВ – г. Ханой осуществляла дивизия ПВО в составе трех зенитных ракетных и пяти зенитных артиллерийских полков. Эта группировка располагала девятью боеготовыми зенитными ракетными дивизионами (зрдн) и 15 зенитными артиллерийскими батареями и была самой мощной среди всех группировок войск ПВО. Основные усилия ЗРВ и ЗА группировки были сосредоточены на прикрытии северо-западного и западного направлений – наиболее вероятных для действий стратегической авиации противника. В целом группировка носила объектовый характер и прикрывала район г. Ханоя со всех направлений. Для усиления прикрытия столицы формировались новые зенитные ракетные полки, вооруженные ЗРК C-125. Однако к началу операции они не успели развернуться и в боевых действиях участия не принимали.
Город и порт Хайфон прикрывала дивизия ПВО в составе двух зенитных ракетных и одного зенитного артиллерийского полков. Она имела семь боеготовых зенитных ракетных дивизионов и пять зенитных артбатарей. Основные усилия группировки были сосредоточены на южном, юго-восточном и восточном направлениях.
В 4-й военной зоне (юг ДРВ) сохранялась значительная группировка войск, состоявшая из двух дивизий ПВО, которые имели четыре зенитных ракетных полка в составе 16 зрдн (из них 8 зрдн были небоеготовы из-за неисправности техники) и восемь зенитных артиллерийских полков (48 батарей). Эта группировка прикрывала коммуникации, ведущие в Южный Вьетнам, переправы, склады, материально-технические средства и места сосредоточения войск в провинциях Тхань-Хоа, Нге-Ан и Куанг-Бинь.
Истребительное прикрытие объектов в центральных районах ДРВ планировалось осуществлять всеми полками ИА с четырех аэродромов. В истребительных авиационных полках был проведен тщательный отбор наиболее подготовленных летчиков. Их подготовка была организована и проводилась по специальной программе, в которой предусматривались воздушные бои с самолетами В-52 (имитировал самолет Ил-18), взлет с укороченных площадок с помощью ракетных пороховых ускорителей, посадка на необорудованные площадки и т. д.
Примечание. В числителе – стрельбы по самолетам В-52, в знаменателе – по самолетам тактической авиации
В радиотехнических войсках отрабатывались вопросы более эффективного обеспечения ЗРВ, ИА и ЗА в условиях интенсивных радиопомех с помощью фланговых (опорных) рот.
Была уточнена схема радио- и проводной связи. Обеспечивалась прямая двусторонняя связь (в основном по радио) между зрдн и ближайшими радиотехническими подразделениями РТВ.
Во всех частях родов войск были проведены регламентные работы различной периодичности, пополнены ЗИП и запасы материально-технических средств на позициях. В ЗРВ на всех СП зенитных ракетных дивизионов Ханойской и Хайфонской группировок было сосредоточено по одному боекомплекту ЗУР (шесть – на ПУ и шесть – на транспортно-заряжающих машинах).
В ЗРВ и РТВ были оборудованы дополнительные укрытия для личного состава, усилена защита кабин подручными средствами (бамбук, мешки с землей и т. д.). В ВВС проведено дополнительное рассредоточение истребителей на аэродромах и в укрытиях, расположенных в 15–20 км (а иногда и в 120 км) от аэродромов базирования.
Вместе с тем командование Войск ПВО и ВВС, хотя и располагало определенным временем для подготовки войск к отражению массированных налетов американской авиации, не смогло в полной мере реализовать все возможности имеющихся сил и средств ПВО и добиться их полной боеготовности. Так, по состоянию на 18 декабря было боеготовых всего 66% зенитных ракетных дивизионов и 38% боевых самолетов. К боевым действиям ночью было подготовлено всего 18 летчиков, из них на самолетах МиГ-21 – 13 и на самолетах МиГ-17 – 5.
В основу ведения боевых действий Войск ПВО и BBC по отражению налетов американской авиации были положены указания руководства ВНА: уничтожать силами ЗРВ в первую очередь стратегические бомбардировщики В-52, силами зенитной артиллерии – самолеты тактической и палубной авиации, истребительной авиации вести бои со стратегической, тактической и авианосной авиацией только дежурными силами.
17 декабря, то есть за сутки до начала воздушной операции, командованию ВНА стало известно о ее проведении. В связи с этим Войска ПВО и ВВС ВНА были приведены в полную боевую готовность. После выполнения мероприятий по переводу все командиры дивизий ПВО, командиры частей и отдельных подразделений были вызваны на ЦКП, где командующий Войсками ПВО и ВВС лично объяснил сложившуюся обстановку и еще раз уточнил поставленные войскам боевые задачи. Командиру дивизии ПВО, прикрывавшей Ханой, было приказано использовать ЗРВ только для уничтожения стратегических бомбардировщиков. Командиры остальных дивизий ПВО получили приказ уничтожать средствами ЗРВ все самолеты, находящиеся на выгодных для стрельбы параметрах, и прежде всего самолеты В-52. Командирам зрп, кроме того, было приказано ограничивать расход ракет.
Частям и подразделениям ЗА, входившим в состав дивизий ПВО, было приказано уничтожать пикирующие самолеты и низколетящие цели, особенно истребители-бомбардировщики F-111A, а также прикрывать позиции зрдн и аэродромы базирования истребительной авиации.
Командующий ВВС получил приказ дежурными силами ИА уничтожать главным образом стратегические бомбардировщики В-52.
На исходе дня 18 декабря командованию Войск ПВО и ВВС стало известно о движении авианосца «Саратога» в северную часть Тонкинского залива. В 18.30 подразделения РТВ, расположенные на границе с Лаосом, обнаружили первые самолеты F-111A на дальности 250 км и высоте 9000 м, летящие к границе ДРВ. Через 15–18 минут были обнаружены группы самолетов F-4, входившие в состав сил первого массированного налета.
К 19.50 боевые действия по отражению массированных налетов американской авиации вели уже все рода Войск ПВО и ВВС. Отражая налеты, подразделения противовоздушной обороны страны за ночь провели 35 стрельб ЗУР, сотни стрельб ЗА и два вылета дежурных истребителей, в результате чего было сбито семь самолетов, в том числе три бомбардировщика В-52 и один истребитель F-111A. ЗРВ израсходовали 69 зенитных ракет.
На стартовой позиции зрдн С-75 после бомбо-штурмового удара ВВС противника. Фото: US Department of defence
Зенитные ракетные войска ПВО и ВВС ВНА к началу воздушной операции имели в своем составе 36 зенитных ракетных дивизионов, вооруженных комплексами СА-75М «Двина» трехкабинного варианта с ракетами В-750М (11Д) и станцией разведки и целеуказания П-12, и 9 технических дивизионов. Организационно они были сведены в 9 зенитных ракетных полков, которые входили в состав четырех дивизий ПВО.
Основные усилия зенитных ракетных войск были сосредоточены на прикрытии столицы ДРВ – г. Ханой, расположенных в этом районе аэродромов Ной-Бай, Зеа-Лам, Кеп, железнодорожных узлов Донг-Ань и Иен-Вьен, порта и промышленного района г. Хайфон, а также переправ, дорожных коммуникаций, узлов дорог и районов сосредоточения войск в провинциях 4-й военной зоны (Тхань-Хоа и Нге-Ань).
Зенитные ракетные войска представляли собой три зенитные ракетные группировки: Ханойскую, Хайфонскую и 4-й военной зоны. Зенитные ракетные дивизионы в этих группировках занимали стартовые позиции, удаленные от прикрываемых объектов на 7–15 км. Интервалы между ними составляли для Ханойской группировки – 8–18 км, Хайфонской – 7–12 км и в 4-й военной зоне – 6–20 км.
По состоянию на 18 декабря из 36 зрдн боеготовых было 24, что составляло 66,6%. При этом боеготовность зрдн была в Ханойской и Хайфонской группировках – 75 и 86% соответственно и значительно ниже – в 4-й военной зоне – 50%.
За период воздушной операции в зону боевых действий зенитных ракетных войск (главным образом в зоны Ханойской и Хайфонской группировок) входили более 1800 боевых самолетов различных типов, в том числе 390 самолетов В-52, около 1200 самолетов тактической и палубной авиации, до 70 самолетов типа F-111A и около 150 самолетов-разведчиков типа SR-71, 147J, RF-4C и RA-5C.
За этот период зенитные ракетные войска участвовали в отражении 25 массированных налетов и провели 181 стрельбу. В результате боев ими было уничтожено 54 самолета, в том числе 31 В-52, 13 F-4, 10 А-6 и А-7. По самолетам В-52 проведено 135 стрельб (74% от общего числа стрельб), израсходовано 244 ракеты. Общая эффективность стрельб по самолетам В-52 в среднем за весь период достигла 0,23. Средний расход на один сбитый самолет составил 7,9 ракеты.
По самолетам тактической и палубной авиации проведено 46 стрельб (26% от общего числа стрельб), израсходовано 77 ракет, сбито 23 самолета. Эффективность стрельб составила 0,5 при среднем расходе 3,3 ракеты на каждый сбитый самолет.
Из всех боев, которые провели зенитные ракетные войска, наиболее характерными являются два: бой зрдн Ханойской дивизии ПВО 19 декабря (с 4.40 до 5.46) и бой зрдн этой же дивизии 26 декабря (с 22.15 до 23.24).
19 декабря 1972 г.
В массированном налете участвовало 66 самолетов, в том числе 24 самолета В-52. Объектами ударов были аэродром Бать-Май и три района, расположенные в 10–12 км северо-западнее и западнее центра г. Ханой. Налет осуществлялся с северо-западного направления в полосе 20–25 км. Плотность налета ударных групп – 0,6 самолета в минуту.
В этом бою участвовало 9 боеготовых зенитных ракетных дивизионов Ханойской дивизии ПВО. Постановка задач дивизионам с КП зрп производилась по данным РТВ. Данные целеуказания передавались в системе координат «азимут-дальность» относительно КП зрп. Пересчет координат целей производился в дивизионах. Для определения координат и параметров движения целей в сложной помеховой обстановке на КП зрп применялся триангуляционный способ, для чего использовались данные двух-трех дивизионов. Отсчеты азимутов производились с темпом 10 сек. Большое количество дивизионов, выдающих информацию, усложняло работу планшетистов и направленцев и в конечном итоге приводило к увеличению ошибок в определении координат и параметров движения целей.
При уточнении типа цели на КП зрп использовали информацию КП дивизии ПВО, данные РТВ, доклады из зрдн и данные с постов визуального наблюдения.
После уточнения типа, координат и параметров движения целей подтверждалась боевая задача дивизионам, назначался расход ракет, а в некоторых случаях указывалась и дальность пуска.
Всего в этом бою зенитными ракетными войсками было проведено 19 стрельб, израсходовано 35 ракет и уничтожен только один самолет В-52.
К началу массированных налетов авиации США боевые расчеты КП дивизии, полков и дивизионов еще не имели достаточного опыта ведения боевых действий по отражению столь масштабных ударов стратегической авиации в сложной воздушной и помеховой обстановке.
Неуверенно и нечетко работали операторы PC, допуская грубые ошибки в сопровождении целей. Неумело использовались активные и пассивные режимы работы СНР.
Около 70% пусков ракет проведено на дальностях от 32 до 40 км, когда сопровождение групповой цели в условиях помех было наиболее сложным. В результате этого не обеспечивалась достаточная точность наведения ракет.
При постановке задач полкам не были в полной мере учтены условия стрельбы и запас ракет на СП зрдн. Большинство дивизионов имело на СП только по 7–8 ракет, что ограничивало число стрельб и число ракет в стрельбах. Из 19 стрельб три было проведено одной ракетой, а остальные – двумя. Назначение числа ракет осуществлялось, как правило, с КП зрп, что сковывало инициативу стреляющих офицеров и приводило к снижению эффективности стрельб.
В начале боя командир дивизии ставил задачи на уничтожение целей одному зрп и только тогда, когда этот полк израсходовал более 60% запаса ракет, привлек к бою второй зрп.
В этом же бою допущены ошибки и в опознавании типа целей, в результате чего пять стрельб проведено при пуске ракет вне гарантированной зоны по самолетам тактической авиации, ошибочно принятым за группу самолетов В-52.
26 декабря
Более успешно вели боевые действия зенитные ракетные войска Ханойской дивизии ПВО по отражению массированного налета 26 декабря в период с 22.15 до 23.24. В этом налете на объекты, находящиеся в зоне Ханойской группировки ПВО, участвовало более 80 самолетов, в том числе 36 самолетов В-52. Ударам подверглись районы аэропорта Зеа-Лам, железнодорожные станции Донг-Ань, Иен-Вьен на северной окраине Ханоя и районы, расположенные в 8–10 км южнее Ханоя. Налет стратегической авиации осуществлялся с трех направлений: с северо-запада полосой 10 км, с запада – 15 км и с юго-востока – 10 км. Продолжительность налета ударных групп – 24 минуты, плотность – до 1,5 самолета в минуту.
К началу налета два дивизиона Хайфонской группировки ПВО (71 и 72-й зрдн) были передислоцированы в район Ханоя и два зрдн были введены в строй. Таким образом, всего в составе Ханойской дивизии ПВО было 13 боеготовых дивизионов. Учитывая реальный запас ракет на СП зрдн, зенитные ракетные войска Ханойской группировки ПВО имели возможность уничтожить 6 самолетов, а с учетом перезаряжания ПУ – 8. Фактически в этом бою ЗРВ провели 24 стрельбы, израсходовали 45 ракет и уничтожили 6 самолетов В-52. Таким образом, огневые возможности группировки были реализованы на 75%. Усредненная эффективность стрельб составила 0,25, а средний расход ракет на один сбитый самолет снизился до 7,5. Такой успех был достигнут благодаря возросшей слаженности боевых расчетов КП всех степеней и повышению их боевого опыта.
Боевые расчеты КП зрп и зрдн действовали в этом бою более уверенно и решительно, тактически грамотно выбирали цели для обстрела, более полно использовали возможности СНР по обнаружению целей на фоне помех, умело сочетали работу СНР в пассивном и активном режимах. Пуск ракет производился на оптимальных дальностях. Так, 36 из 45 ракет были пущены на дальности 25–35 км. В пяти стрельбах, которые привели к поражению целей, дальность пуска ракет составляла 28–32 км.
Вместе с тем и в этом бою был допущен ряд ошибок. Так, два отряда самолетов В-52 были приняты за группы F-4 и оказались необстрелянными. Некоторые дивизионы провели только по одной стрельбе, хотя по условиям воздушной обстановки и запасу ракет на СП они могли провести не менее трех стрельб. По-прежнему нарушались правила при назначении расхода ракет на стрельбу. Например, из 24 стрельб в четырех было пущено по одной ракете, причем две из них – при стрельбе вдогон. Только в одной стрельбе было пущено три ракеты, а в остальных – по две.
Одной из характерных особенностей боевых действий зенитных ракетных войск в период отражения массированных налетов стратегической авиации были стрельбы со сосредоточением огня нескольких зрдн по одной цели (группе целей). Стрельбы со сосредоточением огня нескольких дивизионов имели достаточно высокую эффективность. В 23 стрельбах было сбито 13 самолетов В-52, израсходовано 98 ракет. Достигнутая при этом эффективность (0,56) почти в 2,5 раза выше общей эффективности всех стрельб по самолетам стратегической авиации, а средний расход ракет – несколько ниже среднестатистического. Стрельбы со сосредоточением огня более 3 зрдн по одной цели были безрезультатными из-за некачественного управления дивизионами.
Боевые позиции зрдн неоднократно подвергались ударам фугасными и шариковыми бомбами и противорадиолокационными снарядами «Шрайк». При этом только девять ударов (8 – фугасными и шариковыми бомбами и один – ПРС «Шрайк») были для противника результативными: временно выведены из строя шесть дивизионов, при этом повреждены и не подлежали восстановлению три антенны ПА-11 и ПА-12, одна кабина ПА, пять ДЭС-75, девять пусковых установок, пятнадцать ракет, один РПК, один тягач АТС-59, в трех дивизионах повреждены кабели.
Вывод из строя 73 зрдн противорадиолокационным снарядом «Шрайк» произошел в результате грубого нарушения режима работы СНР: боевой расчет в течение 80 сек. проводил поиск и обнаружение целей в активном режиме работы СНР (с поднятым высоким напряжением). Подрывы ПРС «Шрайк» при ударах по другим зрдн произошли на удалении 2–3 км от стартовых позиций.
Одним из условий достаточно высокой живучести зенитных ракетных дивизионов при ударах по ним противорадиолокационных снарядов «Шрайк» являлось строгое регламентирование времени работы СНР на излучение. Боевые расчеты включали высокое напряжение, как правило, на время не более 15–20 с. Кратковременная работа СНР в активном режиме приводила к срыву самонаведения ПРС. Для увеличения надежности обнаружения противорадиолокационных снарядов на экранах СНР сопровождение целей, выбранных для обстрела, осуществлялось методом PC. He исключено, что сложная помеховая обстановка, создаваемая при входе ударных групп В-52 в зону боевых действий ЗРВ, являлась также одной из причин, которая затрудняла самолетам тактической авиации осуществлять прицельные пуски ПРС.
В боевых действиях Войск ПВО и ВВС ВНА по отражению массированных налетов авиации США основная тяжесть борьбы легла на зенитные ракетные войска. Достаточно сказать, что каждую ночь они проводили по 10–12 и более стрельб. За 12 дней, в течение которых длилась операция «Лайнбэкер-2», ЗРВ уничтожили 54 самолета (66%), в том числе 31 самолет В-52. Особенно эффективными их действия были вечером 26 декабря, когда после 36-часового рождественского перерыва американская авиация возобновила бомбардировки и 63 самолета В-52 нанесли одновременный удар по гг. Ханой, Хайфон и Тхай-Нгуйен. ЗРВ провели в этом бою 27 стрельб и сбили семь В-52 и два F-4.
Истребительная авиация ВНА за время операции совершила 31 самолетовылет и провела 8 воздушных боев, сбив 7 (9% от общего числа сбитых в период операции) самолетов противника, в том числе два бомбардировщика В-52. Для борьбы с бомбардировщиками В-52 самолеты МиГ-21 применялись одиночно. Бои с тактической авиацией велись, как правило, парой истребителей МиГ-21. Другие типы истребителей участия в боях не принимали.
Значительную роль в борьбе с самолетами тактической и авианосной авиации, особенно с истребителями-бомбардировщиками F-111A, сыграли части зенитной артиллерии и подразделения ПВО народного ополчения. Они сбили 20 самолетов противника (25% от общего числа уничтоженных в декабре самолетов противника), в том числе пять F-111А. Однако следует отметить, что взаимодействие между силами и средствами Войск ПВО и ВВС ВНА и силами народного ополчения было слабым. Большое число отрядов, состоящих из гражданских лиц (в том числе женщин и стариков), было вооружено карабинами, пулеметами (в том числе и крупнокалиберными) и зенитными пушками. В период налета авиации – от объявления тревоги и до отбоя – эти отряды практически никем не управлялись. Любой самолет, появляющийся в поле зрения, считался американским и по нему открывали огонь. Также слабо был отработан вопрос обеспечения безопасности летчиков, покинувших сбитый или поврежденный самолет. Все опускающиеся на парашютах пилоты считались американскими, по ним велся интенсивный ружейно-пулеметный огонь.
В целом, несмотря на господство в воздухе американской авиации и использование наиболее мощных и самых современных самолетов и оружия, Войска ПВО и ВВС ВНА и силы ПВО народного ополчения уничтожили 81 самолет противника, в том числе 34 В-52 и 5 F-111A, чем нанесли ощутимый урон воздушному противнику.
С-75 в боях на Суэцком канале
В 1969 г. на Ближнем Востоке израильская авиация возобновила активные боевые действия и нанесла внезапные сосредоточенные удары по группировкам средств ПВО Египта в зоне Суэцкого канала. За господство в воздухе над ним развернулась ожесточенная борьба, основной вклад в которую в 1970 г. внесли зенитные ракетные войска.
Первоначальная группировка ЗРВ в зоне Суэцкого канала и система огня на малых высотах |
Имея незначительную численность населения, Израиль сделал основную ставку на использование ВВС как главной ударной силы при разгроме авиационных и сухопутных группировок противостоящих арабских стран. В конце 1960-х гг. Тель-Авив приобрел во Франции несколько типов самолетов: легкие реактивные бомбардировщики «Вотур», истребители «Мистер IVA» и «Супер Мистер IVB2», а затем и сверхзвуковые «Мираж IIIC», учебно-тренировочные машины МД-450 «Ураган» и СМ-170 «Мажистер» (эти УТС использовались также в качестве истребителей-бомбардировщиков). В США были закуплены истребители-бомбардировщики А-4 «Скайхок», F-4 «Фантом II». «Мираж IIIC» в основном применялся в качестве истребителя ПВО. Вооружение его состояло из двух 30-мм пушек, НУР, бомб различного назначения и УР (французские «Матра» с радиолокационной или инфракрасной ГСН и американские «Сайдвиндер-1A» с инфракрасной ГСН).
К моменту возобновления боевых действий в ВВС Израиля насчитывалось более 350 боевых самолетов, из них свыше 170 самых современных в то время «Фантомов», «Миражей» и «Скайхоков». Авиационные части были полностью укомплектованы личным составом. На каждую машину приходилось 1,5–2 экипажа, что позволяло значительно увеличить количество вылетов. Пилоты имели хорошую подготовку для ведения боевых действий в различных условиях.
Для базирования своих ВВС Израиль располагал 19 аэродромами, в том числе 9 – с капитальными ВПП длиной 1800 м и более. Их оперативная емкость составляла 225 самолетов (из расчета по 25 машин на аэродром). Для рассредоточения тактической авиации израильское командование использовало еще четыре аэродрома с ВПП длиной 1200–1800 м. Кроме того, после захвата в июне 1967 г. Синайского полуострова израильтяне получили в свое распоряжение еще несколько аэродромов (Мелес, Эль-Сирр, Эль-Ариш, Бир-эль-Темада, Эль-Тор), в результате чего возможности для рассредоточенного базирования и аэродромного маневра еще более расширились. С учетом небольшого удаления израильских авиабаз от основных объектов ударов на территориях арабских стран самолеты могли совершать по четыре (и более) боевых вылета в сутки.
Тактика ВВС Израиля
В тактике действий авиации Израиля широко использовался опыт ВВС США во Вьетнаме применительно к местному ТВД, а также с учетом имеющихся средств ПВО и характера объектов Египта.
При этом командование военно-воздушных сил Израиля стремилось изыскивать возможности для проведения операций без потерь: тщательно выбирались объекты поражения, определялись последовательность ударов и тактические приемы. Как правило, атакам с воздуха подвергались и прикрывающие средства ПВО.
Каждый налет всесторонне подготавливался. В этих целях активно велась разведка объекта удара, изучались прилегающая местность, скрытые подходы к нему и система противовоздушной стороны. Летчики осваивали маршруты полета и способы действий по целям с использованием макета местности.
Схема боевого удара ВВС Израиля по стартовым позициям зрдн ЗРВ ПВО Египта в июле 1969 г.
Тактика израильской авиации отличалась большой гибкостью и отсутствием шаблонности. Даже в тех случаях, когда успех достигался ценой хотя бы незначительных потерь, немедленно в способах и приемах боевого применения ВВС появлялось что-то новое.
Характерные особенности действий ВВС Израиля в тот период:
- как правило, полеты парами самолетов на малых и предельно малых высотах (30–50 м) вне видимости РЛС и с использованием маскирующих свойств рельефа местности, чтобы внезапно появиться в зонах поражения огневых средств ПВО Египта;
- использование противоракетного маневра с перегрузками до 6–8 ед. с увеличением скорости полета до 400–450 м/с с одновременным изменением курса и пикированием под нижнюю границу зоны поражения ЗРК;
- сбрасывание целей-ловушек с истребителей-бомбардировщиков F-4 за 3–5 км до зоны поражения ЗРК (одновременно с разворотом самолета на 180° выбрасывалось до 5 отражателей).
Наибольшее разнообразие тактических приемов отмечалось при нанесении ударов по позициям зрдн. В большинстве случаев подход к стартовой позиции дивизиона осуществлялся на предельно малых высотах (30–50 м), за 3–5 км от СП производился набор высоты для преодоления огня средств зенитно-артиллерийского прикрытия и визуального прицеливания, затем самолет пикированием с высоты 1,5–2 тыс. м поражал вооружение и военную технику и уходил на малой высоте. Часто удары по стартовым позициям дивизионов наносились с двух-трех направлений, одновременно группы самолетов или отдельные машины совершали отвлекающие маневры.
Израильские самолеты американского производства были оснащены аппаратурой предупреждения об облучении СНР зенитных ракетных комплексов СА-75МК и С-125, СРЦ, о пуске и выходе ЗУР на траекторию наведения и др. Это позволило с еще большей эффективностью осуществлять противоракетный маневр и избегать зачастую поражения зенитными управляемыми ракетами.
Противоракетный маневр, совершаемый израильскими летчиками, в основном был аналогичен маневру, применяемому американскими пилотами во Вьетнаме. Но при этом были и некоторые особенности. Например, вывод самолета из зоны поражения ЗРК за время полета ракеты производился разворотом на 90–180° с увеличением скорости (с 250 до 450 м/с) за счет включения форсажа (перегрузки достигали 8 ед.). При этом резко уменьшалась высота полета.
Особенно характерен был противоракетный маневр с большими перегрузками для самолетов «огневой» разведки. В состав этих групп выделялись скоростные машины, бомбовая нагрузка которых снижалась до минимума, а пилоты имели высокую выучку и были подготовлены для совершения маневра в зонах поражения ЗРВ. Группы «огневой» разведки входили в зону действия зенитных ракетных частей на средних высотах, вызывали огонь зрдн на себя и после обнаружения СП дивизионов производили энергичный противоракетный маневр с выходом из зоны поражения. После этого они наводили на зрдн ударные группы, действовавшие на малых высотах, а при благоприятных условиях поражали стартовые позиции сами.
Для примера можно привести налет на группировку египетских ЗРВ 3 августа1970 г., когда израильские самолеты действовали именно таким образом. Аналогичную тактику израильские летчики использовали и в других налетах на зрдн. В период с 30 июля по 3 августа 1970 г. было произведено 45% налетов с участием групп «огневой» разведки, в которых участвовало 32% от общего количества самолетов. Все стрельбы зенитных ракетных войск, проведенные по целям, совершающим резкий маневр с перегрузками до 8 ед., оказались безрезультатными.
При нанесении ударов по объектам, ведении воздушных боев и воздушной разведки ВВС Израиля интенсивно применяли активные шумовые помехи. Они ставились в широком диапазоне частот радиолокационным станциям П-30, П-35, П-12, П-15, СНР-75 и СОН-9. В качестве постановщиков помех использовались вертолеты, транспортные поршневые самолеты, легкие реактивные бомбардировщики типа «Вотур», которые находились в зонах барражирования в 20–40 км восточнее Суэцкого канала на высоте 3–5 тыс. м. Барражирование, как правило, осуществлялось на маршрутах, параллельных каналу (на участке Порт-Саид-Суэц). Кроме того, помехи создавались наземным постановщиком, расположенным в 35 км от канала (на высоте порядка 600 м над уровнем моря). С появлением на вооружении ВВС Израиля самолетов типа «Фантом» постановка помех производилась этими истребителями-бомбардировщиками из состава ударных групп. Зачастую при этом одновременно помехи ставили машины из зон барражирования, что существенно затрудняло работу РЛС.
Всего с июля 1969 г. по август 1970 г. авиация Израиля совершила более 10 тыс. вылетов: для нанесения ударов – 86,8%, на воздушную разведку – 11,5%, для ведения воздушных боев – 1,7%.
Разгром группировки ЗРВ ПВО Египта в июле 1969 г.
Основу противовоздушной обороны Египта к 1969 г. фактически составляли зенитные ракетные войска. Первоначально на вооружении частей ЗРВ ОАР (Объединенной Арабской Республики – так тогда назывался Египет) находились ЗРК СА-75МК «Двина», а с середины 1970 г. – также комплексы С-75 «Десна» и С-125 «Печора». Зенитная ракетная бригада ПВО ОАР состояла из четырех – восьми зенитных ракетных и одного-двух технических дивизионов. Организационно зрбр входили в состав дивизий ПВО.
В 1969 г. на Суэцком канале для прикрытия сухопутных войск и военных объектов в районах городов Порт-Саид, Исмаилия и Суэц были развернуты две зенитные ракетные бригады СА-75М (7 дивизионов). С июля 1969 по март 1970 г. зенитные ракетные дивизионы провели 36 стрельб и сбили 8 израильских самолетов (эффективность – 0,22, средний расход – по 9,1 ракеты на один сбитый самолет). Стрельбы проводились отдельными дивизионами по самолетам, совершающим налеты на стартовые позиции зрдн в условиях заградительных помех. В данный период египетские ЗРВ своей задачи не выполнили. Причины этого были следующие.
Стремление прикрыть большое число объектов ограниченными силами и средствами ЗРВ привело к их распылению и не позволило организовать где-либо надежную оборону. Зенитные ракетные дивизионы в центре зональной группировки располагались с интервалом в 25–30 км, а фланговые дивизионы – на расстояниях 65–75